Общение ребенка и взрослого
Невольно приходят на память картины иной, патриархальной семейной жизни, когда вся большая семья, обычно все три поколения жили вместе и собирались хотя бы 3-4 раза в день за одним большим общим столом. Разумеется, в такой семье общение, забота и воспитание детей были непрерывными, а не дискретными. И главное, всегда рядом с ребенком был близкий человек. Современная цивилизация, подчеркивает Бронфенбреннер, все более отдаляется от условий, благоприятных для полноценного психического развития ребенка, все больше углубляя изоляцию и увеличивая дефицит общения ребенка со взрослым.
Крайний случай такой изоляции достигается с помощью прибора «искусственная нянька», снабженного специальным приспособлением для укачивания, которое автоматически приводится в действие звуком голоса младенца. Специальные рамы, укрепленные по бокам этого агрегата, позволяют подсоединить к нему «программные игральные предметы для сенсорной и физической практики». В прибор входит комплект из шести таких предметов, которые родители могут заменять раз в три месяца с тем, чтобы «идти в ногу» с развитием ребенка. Поскольку человеческие лица — это первое, что видит новорожденный, в комплекс входят шест специальных лиц из пластика, предъявляемых через специальной окошко; другие предметы — различного рода движущиеся механизмы, зеркала для развития самосознания ребенка. Родители при таком воспитании выступают лишь в роли потенциальных наладчиков этого прибора, который постоянно ломается,— с горькой иронией замечает Бронфенбреннер.
Итак, распад семьи, территориальное разделение жилых и деловых районов в городах, частые переезды с одного места жительства на другое, прерывающие соседские и родственные связи, потом телевизионных передач, работающая мать и другие проявлена «общественного прогресса», согласно Бронфенбреннеру, уменьшав ют возможности и потребности в содержательном общении между детьми и людьми старшего поколения и создают очень тяжелые условия для женщин. — Он обращает внимание также на то, что растущее число разводов сопровождается в Америке новым явлением: нежеланием кого-либо из родителей брать на себя заботу в ребенке.
Click here to preview your posts with PRO themes ››
Все эти и многие другие, еще более неблагоприятные, условии не могут не сказываться на психическом развитии ребенка, что приводит к отчуждению, причины которого — в дезорганизации семьи. Однако, считает Бронфенбреннер, дезорганизующие силы зарождаются первоначально не в самой семье, а в образе жизни всего общества и в объективных обстоятельствах, с которыми семьи сталкиваются. Если эти обстоятельства и этот образ жизни идут во вред отношениям доверия и эмоциональной безопасности в отношениях между членами семьи, если эти обстоятельства мешают родителям заботится о своих детях, воспитывать их и доставлять радость, если обязанности родителя не встречают поддержки признания в окружающем мире и если время, проводимое в семейном кругу, наносит ущерб карьере, личному удовлетворению психическому спокойствию — именно тогда в особенности страдает психическое развитие ребенка. Начальные симптомы этого проявляются в эмоциональной и мотивационной сфере: неприязнь, безразличие, безответственность и неспособность к делам, требующим усердия и настойчивости. В более тяжелых случаях последствия проявляются также и в ухудшении способности мыслить, оперировать понятиями и числами даже на самом элементарном уровне.